Празднование Торжества Православия в кафедральном соборе

5 марта, в Неделю 1-ю Великого поста, Торжество Православия, архиепископ Южно-Сахалинский и Курильский Никанор совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в кафедральном соборе Рождества Христова г. Южно-Сахалинска.

Его Высокопреосвященству сослужили настоятель Лукинского храма г. Южно-Сахалинска протоиерей Андрей Чугунов и ключарь кафедрального собора иерей Александр Брагин.

Диаконский чин возглавил страший диакон собора Александр Скородинский.

По сугубой ектение архиепископ Никанор вознес молитву о восстановлении мира.

По запричастном стихе проповедовал протоиерей Андрей Чугунов.

После окончании Литургии Преосвященный владыка совершил чин Торжества Православия – торжественный молебен утверждению неискаженного христианского учения над ересями и расколами, во время которого была провозглашена «Вечная память» защитникам Православной веры, а также многолетие Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, Предстоятелям Поместных Православных Церквей, архипастырям, пастырям, властям, воинству и всем православным христианам право содержащим спасительную веру и повинующимся Христовой Церкви.

Далее архиепископ Никанор обратился к присутствующим за богослужением с архипастырским словом.

Накануне воскресного дня владыка совершил в кафедральном соборе всенощное бдение.

Торжество Православия – это торжество победы Церкви над ересями, искажавшими учение христианской веры. По окончании Литургии в этот день положено совершать особый чин Торжества Православия. В тексте службы возглашаются главные догматы, исповедуемые Церковью, утверждаются постановления семи Вселенских соборов. Церковь молится об обращении заблуждающихся и о сохранении чад своих в истинной вере Христовой. Особое место в службе занимает чин анафематствования лиц, совершивших, по мнению Церкви, тяжкие прегрешения перед Православной Церковью или зараженных еретическими заблуждениями.
Предание анафеме не является проклятием, не является актом бесповоротно закрывающим путь к возвращению в Церковь и ко спасению. При покаянии и достаточных основаниях анафема может быть снята. Может быть она снята и после смерти. Важное значение для Русской Церкви имеет отмена анафемы старообрядцам в 1971 г.