Сахалинцам представлена книга игумена Филарета (Пряшникова)
Презентация книги наместника Никольского Старо-Ладожского монастыря игумена Филарета (Пряшникова) «Деятельность православного духовенства острова Сахалин во второй половине XIX — начале XX века» состоялась 7 октября в Епархиальном духовно-просветительском центре.
Монография написана на основе кандидатской диссертации автора и является результатом более чем десятилетних документальных исследований.
«Мне было интересно, что это были за люди, которые, несмотря на тяготы и лишения, приезжали в этот удаленный край, — рассказал автор книги. — Началось все с того, что в одном исследовании я встретил воспоминания современников, которые называли островных священников «чиновниками в рясах». В этой характеристике какая-то бездушность. Я решил, что важно отдать дань уважения тем, кто когда-то совершал служение на Сахалине. По документам ясно, в каких непростых условиях проходила их миссия. Священников, приезжавших на остров, можно причислить к первопроходцам, они тоже делали эти дикие, необжитые места частью великой России. Они были светочами, которые несли свет Христовой истины, культуру и высоту нравов тем, кто зачастую был далек от Церкви».
До 1906 года на Сахалин ссылали осужденных на каторгу. Как ни парадоксально, каторга дала толчок к распространению православия в регионе. Храмы на Сахалине первоначально были исключительно тюремными и открывались, если появлялась новая тюрьма. В тот период было основано десять приходов. Назначаемые священники трудились без особой поддержки от епархиального начальства, госчиновники относились с безразличием к их нуждам. Они часто сталкивались с произволом каторжного командования, от которого полностью зависели. Являясь номинально тюремными, по сути они должны были работать как с каторжанами, так и с вольным населением. На одного священника приходилось около 2,5 тысяч человек, причисляющих себя к православной вере. Из Забайкалья и Сибири на поселение приезжали далекие от Церкви люди, в их огромных по площади регионах храмы были редким явлением, они холодно относились к вере. Коренные жители Сахалина были совершенно дикими. Священнослужители не только несли Слово Божие, но и составляли перепись населения, учили местных жителей оседлой жизни и даже в некоторых случаях проводили медицинскую вакцинацию.
Отметим, что книга «Деятельность православного духовенства острова Сахалин во второй половине XIX — начале XX века» представляет интерес для научного сообщества, но адресована широкому кругу читателей.